Железобетонные опоры ЛЭП
История применения железобетонных опор в строительстве воздушных ЛЭП нашей страны насчитывает более полувека. Ускоренное распространение они получили с середины 50-х гг прошлого столетия. Именно в это время начался бурный рост электросетевого строительства. Ежегодно строилось более 30000 км новых ЛЭП, что соответствовало 20% от общей протяженности всех действующих в стране воздушных линий электропередачи. Необходимость передачи энергии на дальние расстояния привело к увеличению напряжения, и как следствие к утяжелению проводов и переходу от деревянных к более прочным конструкциям опор. Несмотря на то, что железобетонные опоры ВЛ способны выдерживать в 2-3 раза меньшие аварийные нагрузки, чем металлические, и для строительства линий требуется в двое больше опор, более половины ЛЭП в нашей стране построено с применением железобетонных опор. Такая популярность железобетонных опор ВЛ обусловлена относительной дешевизной конструкций, высоким уровнем унификации и типизации опор, и наличием в стране широкой производственной базы. Даже негативное влияние высоких транспортных затрат, на сегодняшний день, не способно повлиять на снижение спроса на железобетонные опоры ЛЭП. В общем случае показатели экономической эффективности применения железобетонных опор для строительства ВЛ находятся в золотой середине между металлическими решетчатыми и многогранными опорами, значительно лучше первых и почти не уступают вторым, а при строительстве ВЛ 0,4-10 кВ и вовсе незаменимы. Еще одно важное достоинство железобетонных опор ЛЭП – высокая коррозионная стойкость при эксплуатации к агрессивной среде.
Железобетонные опоры ВЛ применяются в промышленном строительстве линий электропередач всех уровней напряжений и при качественном производстве имеют очень длительный срок эксплуатации (40-60 лет).
Особенности применения
Опоры из железобетона могут устанавливаться в климатических зонах, где температура окружающей среды опускается до -55°С, сейсмичность достигает 9 баллов, а ветровая и гололедная нагрузка соответствует, указанным в СНиП2.01.07-85 VII и V районам.
Конструктивные особенности
Конструктивно железобетонные опоры ВЛ состоят из стальных и железобетонных деталей. В зависимости от области применения и принятых проектных решений, железобетонные опоры для воздушных линий электропередач имеют соответствующую маркировку, и могут состоять из следующих деталей:
- стойки из вибрированного или центрифугированного железобетона;
- траверсы;
- тросостойки;
- надставки;
- оголовники;
- хомуты;
- стальные оттяжки;
- различные узлы крепления.
Особенности установки
Установка железобетонных опор ВЛ начинается с выкладки деталей опоры вдоль трассы, для ее дальнейшей сборки. Собранную на земле, конструкцию опоры, с помощью крана поднимают в проектное положение и устанавливают в цилиндрический котлован с заполнением пустот песчано-гравийной смесью. В грунтах с малой несущей способностью прочность крепления достигается путем фиксирования стоек ригелями и установкой их на специальные опорные плиты. Для крепления в земле оттяжек на проектном расстоянии от опор устанавливаются анкерные плиты, или другие фундаментные конструкции в соответствии с проектом.
Классификация железобетонных опор
По назначению
- Промежуточные опоры удерживают вес проводов и тросов и не рассчитаны на горизонтальные нагрузки. Используются внутри прямых участков ВЛ.
- Анкерные опоры компенсируют разность тяжения проводов смежных пролетов в местах установки переходных опор, местах изменения сечений провода. Используются на прямых участках ВЛ.
- Угловые опоры компенсируют боковые суммарные нагрузки от тяжения проводов при повороте трассы. Устанавливаются в местах поворота трассы ВЛ. Для угла поворота до 30° применяют промежуточные угловые опоры, для угла более 30° - анкерно-угловые опоры с соответствующим креплением проводов.
- Концевые опоры компенсируют одностороннее тяжение проводов и тросов в конце линии. Устанавливаются на концах трассы ВЛ.
- Переходные опоры используют для перехода ВЛ через естественные преграды и инженерные сооружения.
- Транспозиционные опоры используют для смены расположения проводов на опорах ВЛ.
- Ответвительные опоры используют для организации ответвлений от ВЛ.
- Перекрестные опоры используют для реализации пересечения двух ВЛ.
По конструкции
- Портальные железобетонные опоры ВЛ с оттяжками
- Портальные свободностоящие опоры с внутренними связями
- Одно-, двух-, трех- и многостоечные свободностоящие опоры
- Одно-, двух-, трех- и многостоечные опоры с оттяжками
По количеству цепей
- Одноцепные
- Двухцепные
- Многоцепные
Компания "МСТ" располагает всем необходимым ассортиментом продукции и компетенциями сотрудников, чтобы обеспечить комплексное оснащение ваших объектов в рамках наших направлений.